Акт венчания на царство символизировал сакральность особы государя как наместника Бога на земле. Впервые этот обряд на Руси был введен Иваном III. Правителю, освободившему государство от монгольской зависимости и объединившему земли вокруг Москвы, необходим был новый, более престижный статус. Скромные церемонии, которые ранее проводились русскими князьями, его не устраивали. В 1489 году Иван Третий венчал на царство своего внука Дмитрия, впервые возложив на него бармы и шапку Мономаха.
Амбиции Ивана Грозного
В декабре 1546 года молодой правитель Иван IV объявил митрополиту Макарию и боярам о своем желании торжественно венчаться на царство. 16 января 1547 года государь был приглашен в Успенский собор и прошел такой же обряд, как и его предшественники. Однако число регалий на сей раз было большим: появился крест от животворящего древа, возложенный на Ивана IV прежде барм, и скипетр, врученный ему после шапки Мономаха.
Первую половину венчания Иван Васильевич стоял, а после вручения жезла митрополит торжественно посадил его на царское место. Макарий произнес поучение, провел литургию и возложил на государя золотую цепь. После причащения он пригласил Ивана IV к миропомазанию и с этого момента впервые в истории назвал его царем, а не великим князем.
В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту. В ней был подробно изложен порядок священного действа во время венчания на царство по примеру византийских императоров, а также официально утвержден титул царя на Руси. Правда, впервые «греческому» порядку следовал уже не Иван Васильевич, а его сын Федор в 1584 году. Тогда же последнему царю из династии Рюриковичей впервые была присвоена держава с крестом – один из символов власти.
Увы, царь, стремившийся укрепить положение Российского государства на международной арене с помощью нового статуса, поверг страну в хаос. Опричная политика Ивана Грозного, поражение в изнурительной Ливонской войне, пресечение династии – все эти события стали предвестниками Смутного времени.
Время Романовых
С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.
Венчание на царство Михаила Федоровича Романова
Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».
Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.
Два царя и одна царевна
В 1682 году умирает старший сын Алексея Михайловича. К сожалению, Иван Алексеевич, следующий в очереди на престол, был болезненным и слабым ребенком, не готовым в одиночку править страной. Рассматривалась и другая кандидатура – десятилетний Петр, сын от второго брака Алексея Михайловича. Конечно, в силу юного возраста ни Иван, ни Петр не могли бороться за власть – за них это делами многочисленные родственники: Милославские и Нарышкины. Примирительным жестом патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих, а регентом назначить старшую сестру Софью, девушку властную и честолюбивую.
Иван и Петр венчались на царство в Успенском соборе 25 июня 1682 года. Любопытно, что Ивана венчали уже существовавшими регалиями, а для Петра изготовили копии. Коронационная шапка Петра Алексеевича носила название «Шапка Мономаха второго наряда», или «Таврическая шапка». Для молодых царей соорудили специальный трон с двумя сидениями, который сейчас хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
________________________________________Государи в сопровождении бояр и стрельцов вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на Соборную площадь, уже заполненную народом. После завершения церемонии они отправились в Архангельский собор, чтобы почтить память предков, а в Благовещенском соборе поклонились святым иконам. Во время выхода из каждого собора Ивана и Петра осыпали золотыми монетами.
Это было последнее венчание на царство, совершенное по традиционному обряду. После триумфа в Северной войне Петр I принимает титул императора в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Венчание на царство было заменено коронацией. Петр Великий со свойственной ему тягой к переменам идет дальше: впервые в истории России правитель короновал свою супругу Екатерину Первую. Держа в одной руке скипетр, другой он возлагал на государыню императорскую мантию и вручал ей державу. С тех пор на коронациях царственных супругов неизменно присутствовали их жены.
Самая ужасающая коронация
Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.
Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.
Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.
Торжества XIX века
Одной из самых пышных и долгожданных церемоний была коронация Александра II. В обществе царила атмосфера надежды на преобразования и перемены, которые проведет новый император.
17 августа 1856 года совершился торжественный въезд государя с супругой в Москву. В полдень от Петровского дворца, в котором Александр II находился на протяжении двух дней по прибытии из Петербурга, до Большого Кремлевского дворца начали строиться войска. Раздался звук пушки, загудели колокола, барабаны и военные трубы. За конвоем Его Величества последовали эскадроны Черноморских и гвардейских казаков, одетых в парадные мундиры. В процессии присутствовали представители дворянства, придворные чины в каретах, а за ними следовал отряд кавалергардов. Император ехал верхом в окружении свиты, а императрица – в парадной карете.
Объявление о дне коронации Александра II на Красной площади. Художник В.Ф. Тимм
В Успенском соборе их уже ожидали два трона, украшенные алмазами, бирюзой и другими драгоценными камнями. По сложившейся традиции Александр II был в генеральском мундире и с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а императрица Мария Александровна – в белом парчовом платье с горностаевой опушкой. После пения псалма и чтения Символа веры на императора были возложены цепь и порфира. Затем, дождавшись благословения митрополита, Александр Второй взял в руки скипетр и державу. На голову Марии Александровны он возложил малую корону. Народ узнал о свершившемся обряде по звону колоколов и выстрелу пушек.
По злой иронии судьбы правитель, в годы царствования которого было наконец отменено крепостное право, погиб от рук террористов из революционной организации под названием «Народная воля». Коронация следующего государя, Александра III, несколько раз откладывалась из-за траура и угроз, исходивших от оставшихся народовольцев. Она состоялась спустя два года после гибели царя-освободителя.
Последняя коронация
14 мая 1896 года состоялась церемония коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны. Подготовка к торжественному событию велась более года. Москву украсили пышные декорации, а иллюминация Кремля, созданная по рисункам художников Н.Н. Каразина, А.Н. Бенуа и А.М. Прокофьева, состояла из пятисот тысяч огней.
Посланцы иностранных дворов в один голос называли коронацию Николая Второго едва ли не самым восхитительным и впечатляющим событием в их жизни. В освещении торжеств принимал участие 131 представитель российских и зарубежных изданий, более 50 художников и фотографов. По своим традициям эта церемония ничем не отличалась от предшествующих (разве что частично была записана на кинопленку французским журналистом и оператором Камиллом Серфом), и никому из очевидцев не дано было знать, что она станет последней.
В тяжелых мантиях из золотой парчи царская чета вышла из Успенского собора и трижды поклонилась народу. На званом обеде в Грановитой палате Николай II и Александра Федоровна сначала должны были пройти под балдахин. Они находились там до тех пор, пока не приняли поздравления от всех гостей. Кульминацией торжества в тот день стала праздничная иллюминация. Стоя на балконе Кремлевского дворца, император предоставил супруге право нажать на спрятанную в букете цветов кнопку – и перед глазами людей предстало великолепное зрелище: одно за другим осветились здания столицы.
Во время народных гуляний в честь коронации произошла первая катастрофа в правлении Николая II – печально известная давка на Ходынском поле. И хотя в этой трагедии сложно винить императора, тотчас приказавшего провести расследование и наказать виновных, а также оплатившего все расходы на похороны жертв и поддержку их семей, в народе все чаще звучали обвинения в адрес нового царя. Наиболее частые упреки в его адрес были связаны с тем, что Николай Второй в день катастрофы отправился на бал, проходивший в посольстве Франции, и не разделил скорбь со своими подданными. Многие восприняли трагедию на Ходынке как дурное предзнаменование и, несмотря на красоту и пышность церемонии коронации, именно это событие отразилось в народной памяти в связи с восшествием на престол последнего российского императора.
Понравился материал? Поделитесь: