1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.94 (8 голосов)

image

Как-то я наткнулась на статью про национальные идеи разных государств. Изучив ее, я обратила внимание, что России в списке нет. Есть США, Южная Корея, Ямайка, Сьерра-Леоне, Сент-Люсия и другие, но не Россия. Тогда я задумалась, почему я, как россиянка, не знаю национальную идею своей страны? Мне стало интересно, а знают ли ее мои знакомые? Получив везде отрицательный ответ, следующим моим предположением стало то, что у нас может и нет национальной идеи вовсе? Ведь о ней не говорят по телевидению, не пишут в газетах и журналах, да и политики как-то обходят эту тему.

Если мы спросим американца, какова их национальная идея, он ответит «Америка – великая страна с великим американским народом». Если мы обратимся к испанцу, тот озвучит «Превыше всего – Испания, превыше Испании – Бог». Если к французу – «Свобода, Равенство, Братство». А вот, если к русскому, то тот войдет в ступор.

По этой причине мы раскроем сущность понятия «национальной идеи», расскажем о том, была ли она в царское время, какие идеи выдвигают сегодня, и предложим свой вариант.

Начнем с терминологии. В толковых и энциклопедических словарях понятие встречается редко и поэтому в многочисленных трудах и публикациях национальная идея определяется по-разному. Однако, из этих определений можно сформулировать следующее более краткое: "Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса – народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов".

Национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок – партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в национальной идеи.

Нация не может существовать длительное время без национальной идеи. Лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый.

Поэтому разумная власть, в первую очередь, должна быть заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации, понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи, закрепленной в Конституции, Декларации Независимости и в Государственном Гимне. Эта нацидея должна пропагандироваться средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства, на ней должно воспитываться подрастающее поколение – в духе любви к своему народу и своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процветанию.

Национальная идея может меняться с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами. В таком случае нацидея корректируется.

Однако, когда в жизни нации происходят резкие, часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя национальная идея становится неприемлемой, тогда возникает осознанная обществом необходимость сформулировать новую национальную идею – новую цель и смысл ее бытия.

В "Истории государства Российского" русский писатель, историк и философ Николай Карамзин рассматривает историю России с 8 века "...как непрерывный, хотя и осложненный тягчайшими длительными испытаниями и бедствиями, процесс становления единого мощного государства, занявшего свое особое место в ряду других государств мира".

Резкие, болезненные перемены в России произошли также в 20 столетии в 1917 и в 1993 годах и, соответственно, менялись цель и смысл бытия русской нации.

Национальная идея Российской империи была краткой, понятной, мобилизующей народ, способствующей его сплочению и патриотизму – "Православие. Самодержавие. Народность". В многочисленных войнах русские солдаты сражались – "За Веру, Царя и Отечество".

После Октябрьского переворота в 1917 году, в Советском Союзе национальная идея была сформулирована как призыв – "Вперед к победе коммунизма – светлому будущему всего человечества".

По достижении этой цели каждому человеку гарантировалась райская жизнь по принципу – "От каждого по способности, каждому по потребности". Народ эта цель вдохновляла, многие совершали трудовые подвиги, а некоторые как могли старались приблизить лично для себя это светлое будущее.

После распада Советского Союза в декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, в которой сформулирована новая национальная идея, соответствующая новому историческому этапу становления России как демократического государства, "...политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (Из раздела 1,статьи 7). Однако вскоре возникла необходимость расширить эту нацидею в связи с новыми реалиями, сложившимися в стране и мире – это, главным образом, расширение на восток Европейского Сообщества и глобализация.

Началом этого процесса – поиска новой национальной идеи стало заявление первого президента России Бориса Ельцина в июле 1996 г., призвавшего общественность, в первую очередь интеллектуальную элиту, ускорить решение этой жизненно важной для страны проблемы.

Вскоре "Российская газета" объявила конкурс на общенациональную объединительную национальную идею, в котором приняли участие историки, философы, писатели, политики, деятели культуры и сотни россиян со всех концов страны. Однако, до сих пор страна все еще находится в поисках.

В 2013 году на заседании «Валдайского клуба» Президент Владимир Путин призвал всех к участию в разработке национальной идеи. «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. ...Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались», - сказал Путин. «Национальная идея – это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея – это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования».

По истечении 5 лет мы видим, что так ничего и не изменилось. Слова президента так и не были реализованы. Причину этого Владимир Путин назвал сам, а мы еще раз повторим ее: «отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались». Наши политики, чиновники, бизнесмены также не связывают свое и будущее их родных с Россией. Масштабы хищений растут, а положение в стране становится все более пагубным.

В настоящее время серьезно обсуждаются три возможных варианта национальной идеи России – либеральный вариант, почвеннический и евразийский.

Либеральное направление, сложившееся в 90-е годы, как государственная идеология – это ориентация на западную систему ценностей: соблюдение прав человека и достоинства личности, плюрализм, свобода предпринимательства, глобализация.

Политико-экономическая элита России уверена, что это направление является оптимальной стратегией развития страны и нации на обозримую перспективу, создания реальных условий для процветания нации и укрепления ее международного авторитета.

Однако за 15 лет реализации, либеральная экономическая модель не дала ожидаемых результатов и, поэтому, подвергается резкой критике со стороны общественности и оппонентов, представляющих другие, например, почвенническое (традиционное) или евразийское направление, предлагающие национальную идею, основанную на собственном, особом пути развития России.

Почвеннический вариант национальной идеи России и пути ее реализации предлагает Фонд (движение) "Единство Нации". Президент фонда – писатель Владимир Медведев.

Идеология Фонда в популярной форме представлена в книге "Национальная идея или чего ожидает Бог от России", а также в других многочисленных публикациях, в которых обосновано следующее определение нацидеи: "Национальная идея – есть выживание России и возрождение ее могущества, величия и славы через создание Государства Единой Нации, основанного на традиционных для нашей цивилизации духовно-нравственных ценностях, социальной солидарности, равных обязанностях и правах граждан (вне зависимости от их этнической принадлежности) и противостоящего установлению на Земле губительного для человечества «нового мирового порядка». В представленной идеологами Фонда концепции "Общенационального Соборного Проекта" предложен механизм конституционных преобразований государственного, общественного, экономического, социального устройства России, основанный на государственной соборной (традиционной) идеологии.

По мнению авторов, только этот проект способен всколыхнуть народ, разбудить его жизненную, политическую, социальную активность и не допустить постепенного вырождения нации или кровавой смуты и раздела страны, поскольку практически реализует волеизъявление народа, а не либеральной элиты.

Далее в "Соборном Проекте" предлагаются конституционные преобразования государственного устройства России. "Формой правления Государством Единой Нации является – Соборно-Президентская республика с назначением всей исполнительной и контрольной (прокурорской) властей "сверху".... Президент Государства Единой Нации является лидером Нации и гарантом национального суверенитета России и её духовно-нравственной традиции. Его миссия как руководителя уникальной страны-цивилизации – управлять, укреплять и хранить Россию. Президент избирается открыто и гласно – Общенациональным Учредительным Собором и им же переизбирается в случае необходимости. Высшая власть в Государстве Единой Нации неотчуждаемо принадлежит Единой Нации. Она осуществляется прямым волеизъявлением граждан через проведение референдумов: общероссийских, губернских, городских и сельскорайонных. Решения, принятые на референдумах, неукоснительно исполняются всеми органами власти. Предусматривается возможность через систему гражданского контроля пресекать любые действия власти, направленные вопреки национальному проекту. Высшим коллективным органом представительного народовластия, способного конституционно принять целый комплекс фундаментальных для Государства решений, является Общенациональный Учредительный Собор – современный аналог традиционных некогда для России народовластных Земских Соборов. Учредительный Собор созывается по "земской" системе выборов, построенной на принципе "выбора выборщиков".

По мнению лидеров Фонда "Национальное Единство", только при таком государственном устройстве России возможна реализация сформулированной ими национальной идеи.

Евразийская национальная идея заключается в достижении процветания и духовного единства нации, возрождении могущества России и сохранении ее статуса Великой державы. В отличие от почвеннической идеи (переустройство государственного строя России) основана на переустройстве мира – разделе его на четыре "геополитических пояса", в одном из которых, а именно Евразийском, доминирующая роль будет принадлежать России.

Евразийское видение будущего мира представлено в ряде трудов Александра Дугина – философа, политолога и публициста, лидера Международного Евразийского движения. Ниже приводим фрагменты из его книги "Евразийский взгляд":

"Евразийцы последовательно отстаивают принцип многополярности, выступая против однополярной глобализации, навязываемой атлантистами. В качестве полюсов этого нового мира будут выступать не традиционные государства, а новые интеграционные цивилизационные образования ("большие пространства"), объединенные в "геоэкономические пояса".

Исходя из принципа многополярности, будущее мира представляется как равные, доброжелательные партнерские отношения всех стран и народов, организованные по принципу географической, культурной, ценностной и цивилизационной близости в четыре геоэкономических пояса. Каждый их геоэкономических поясов состоит, в свою очередь, из нескольких "больших пространств":

- Евро-африканский пояс, включающий три "больших пространства" – Европейский Союз, Исламско-арабская Африка, субтропическая (черная) Африка;

- Азиатско-Тихоокеанский пояс, включающий Японию, страны Юго-Восточной Азии и Индокитая, Австралию и Новую Зеландию;

- Евразийский континентальный пояс, включающий четыре "больших пространства –"Евразийский Союз" (куда входят Россия, страны СНГ плюс некоторые страны Восточной Европы), страны континентального ислама, Индию, Китай;

- Американский пояс, включающий три "больших пространства" – Северную Америку, Центральную Америку и Южную Америку.

По мнению автора, при такой организации мирового пространства маловероятны глобальные конфликты, кровопролитные войны, крайние формы конфронтации, угрожающие самому бытию человечества.

Россия и ее партнеры по евразийскому континентальному поясу установят гармоничные отношения не только с поясами-соседями (евро-африканским и тихоокеанским), но и с поясом-антиподом (американским), который также призван играть конструктивную роль в Западном полушарии в контексте многополярного устройства.

Такое видение будущего человечества противоположно глобалистским планам атлантистов по созданию однополярного стереотипного мира под контролем олигархических структур Запада, с перспективой создания "мирового правительства".

Евразийцы видят в Российской Федерации и СНГ ядро будущего самостоятельного политического образования – "Евразийского Союза" и, далее, ядро одного из основных четырех мировых геоэкономических поясов ("Евразийский континентальный пояс").

Таким образом, Евразийская национальная идея для России рассматривается идеологами движения как широкая программа "планетарной общечеловеческой значимости, вышедшая далеко за пределы России, самого евразийского материка....".

Оба движения "Единство Нации" и "Евразийское" активно распространяют свои идеологии в России и ряде стран СНГ. Однако, отношение к ним неоднозначное. Например, известный российский писатель, поэт и публицист Елена Чудинова в одной из своих публикаций отметила: "К сожалению, наши национальные движения только препираются друг с другом и возводят сомнительные умственные построения вроде красных прожектов или евразийства".

Нынешний глава государства Владимир Путин также пытался сформировать единую идею. Он старался проделать идейную эволюцию, но ему это не удалось. В 1999-ом Владимир Владимирович на встрече с писателями заявил: «У страны давно нет ясных ориентиров развития. И в области экономики, и в области социальной политики, и в области борьбы с преступностью, даже в области международных дел». Для разработки идеологической стратегии создали центр – с рабочими группами по всем направлениям.

К 2004 году решили – ответ найден, национальным ориентиром была объявлена конкурентоспособность. «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея …». А в качестве амбициозной цели президент объявил удвоение за десять лет валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако вскоре стало очевидным, что с выводами поспешили. В 2007-ом на встрече с красноярскими рабочими Путин признал, что у партии «Единая Россия», лидером которой он являлся, «…нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться…». Но её не было и у президента. Позже он даже усомнился в серьёзности такого документа, о чём свидетельствует ироничная фраза, сказанная в Послании Федеральному собранию: «А у нас с вами, в России, есть ещё такая старинная русская забава – поиск национальной идеи…. Этим можно заниматься всегда и бесконечно».

В 2011 году на вопрос журнала VIP-Premier «Нужна ли России национальная идея?» ответ был иной: «Мне очень часто задают этот вопрос, и я позволю себе повториться и процитировать Александра Солженицына, который однажды назвал нашей национальной идеей «сбережение народа. В этой фразе и заключена главная цель современной России, всех преобразований …». В действительности же внедрение либеральных реформ привело к сверхсмертности при Ельцине около 5 млн человек, при Путине – 6 млн; потери от снижения рождаемости достигли 18 млн потенциальных жизней.

Ещё одной версией национальной идеи и вектора государственного развития был образ России как «великой энергетической державы». Со слов Путина, стране необходимо достичь статуса лидера мировой энергетики, превратиться в важнейшую энергетическую державу планеты. «И для ее решения недостаточно лишь наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях...». По этому поводу Владислав Сурков употребил понятие «энергетическая сверхдержава». На самом деле её реализация отождествилась с «большой бензоколонкой», унизительное положение которой обнаружилось с падением цен на энергоносители и введением западных санкций.

В результате в 2016 году на встрече с активом «Клуба лидеров» президент вынужден был признать – нам не удалось выработать объединяющей идеи. Последним прибежищем оказался патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».

А что такое патриотизм? В широком понимании – это любовь к Родине, своему народу, а в узком понимании – любовь к месту рождения и проживания. Но чувство патриотизма присуще всем народам, поэтому оно не может стать русской национальной идеей.

Нередко любовь к Родине ошибочно отождествляют с гордостью за неё. Но разве стыд за совершаемые страной ошибки и желание их исправить не есть более ценное патриотическое чувство? У современной России – самое несправедливое в развитом мире распределение доходов. Этим следует гордиться? Или надо презирать, пытаясь восстановить справедливость?

Желание Отечеству добра, как показала история, не спасает от причинения ему зла. Патриотом Германии был Гитлер, любовь которого к немецкой нации обернулась гибелью шести миллионов соотечественников. Кто в то время был большим патриотом: миллионы почитателей фюрера или антифашистская оппозиция? «Патриотизм» Сталина обошёлся советскому народу расстрелянными около миллиона граждан. Можно ли тогда считать не патриотами антисталинскую оппозицию (Тухачевский и др.)? Лев Толстой писал на эту тему: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых − отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти … Патриотизм есть рабство».

Ещё одной опасностью патриотизма является противостояние разных содержаний любви к Родине. Он может вдруг оказаться наполнен ксенофобией, враждой, агрессией. Примером служит Гражданская война в России. Жестокость «белых» патриотов, защищавших Отечество, описана многими свидетелями. Но им противостояли тоже защитники Отечества, только «красные» патриоты.

Приведем слова автора серии книг «Проект Россия» Юрия Шалыганова: «Без идеи патриоты похожи на врача, многословно описывающего болячки больного, но не ставящего диагноза и не предлагающего лечения. Нельзя бороться за все хорошее и против всего плохого, не уточнив прежде, что понимается под хорошим и плохим».

По этим и многим другим причинам нельзя связывать национальную идею страну с одним лишь патриотизмом. Поиски новой национальной идеи России продолжаются уже несколько десятилетий. Участники этой очень интересной и поучительной дискуссии до сих пор не могут прийти к общему мнению.

Требования к национальной идее исключительно высоки. Она должна не только ностальгически согревать чувства россиян, попранные в последнее двадцатилетие, но и определить главные направления развития страны, а значит, на ее основе должны быть созданы экономика, внутригосударственные, межэтнические и социальные отношения, мораль, эффективно действующие наука, образование, воспитание. Именно такую всеобъемлющую роль выполняли две предшествующие русские национальные идеи – православие и коммунизм. Они определяли главные стороны жизни российского и советского общества, своеобразие власти и экономики.

Национальная идея создает нацию, народ. В дореволюционной России русский народ был сформирован православием, которое было главной и необходимой чертой русскости. Советский народ создан коммунистической идеей, как только она потеряла свою силу и привлекательность, советский народ бесследно исчез, распавшись на русских, украинцев, таджиков, грузин и др.

Сегодня в сети интернет можно даже найти сайт «нац-идея.рф», где Общероссийское общественное движение "Национальная Идея России" предлагает свою концепцию. На их взгляд, национальная идея России — это отстаивать принципы Добра и справедливости во всех областях человеческой деятельности.

Мы, в свою очередь, тоже имеем определенное видение на дальнейшее развитие страны. Мы, ООО ЛСЭ «ИКБ», считаем, что национальная идея должна строиться на принципах «Закона. Порядка. Справедливости». Расшифруем каждое из этих понятий.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В правовом государстве признается верховенство закона. Все люди равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Любой закон должен работать на деле, а не на бумаге, как это происходит в настоящее время.

Когда в стране «работают» законы, в государстве соблюдается порядок. А порядок в стране начинается с порядка во власти. И дальше распространяется на каждую семью, каждого гражданина. Тогда и формируется «общественный порядок (реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах – нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций), выступающий базисом любого сильного государства.

Если законность – это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

Вследствие соблюдения закона и порядка вытекает следующее определение – справедливость. Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.

Другая трактовка понятия гласит «Справедливость – положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона».

Все три принципа «Закон. Порядок. Справедливость» взаимосвязаны между собой. На наш взгляд, это те принципы, которые могли бы войти в основу национальной идеи России. Они нужны для того, чтобы вывести страну из кризиса, сменить людей, работающих на благо своим корыстным интересам, а не на благо стране, вернуть веру людям в справедливость решений, гарантию закона и достойную жизнь!

А какую бы Вы предложили национальную идею?



Понравился материал? Поделитесь:

Добавить комментарий


Новостная рассылка

Подпишитесь, и будьте в курсе всех важных событий!

Кто Online

Сейчас 28230 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте